الحاج يوسف.. أسير حرب كسرتْ قيوده » لبّيك «
Хадж Юсуф: военнопленный, чьи оковы разорвала тальбия
Мина, 08 зуль-хиджа 1442г.Х., что соотвествует 18 июля 2021г. по х.л.
После того как он стал военнопленным, и работал у одного из морских командиров, которым был пленён на побережье Алжира, он разорвал оковы плена, как физические, так и духовные, пройдя путь в 6000 км на пути в Мекку. Хадж Юсуф стало именем, которое получил англичанин Джозеф Бейтс после того как совершил ритуалы Хаджа в 1680г. по х.л., когда будучи в услужении у одного алжирца, прибыл с караваном верблюдов из Алжира в Египет, затем морем в Янбу, от туда в Джидду и затем — в Мекку.
Переводчик истории англичанина Бейтса доктор Абдуррахман Абдаллах аш-Шейх оценивает общий период жизни англичанина Бейтса, который он провёл в странах мусульман, в 15 лет, во время которого он совершил Хадж и был освобождён из плена, после чего прожил ещё какое-то время в Алжире и затем смог вернутся в Англию.
В своей книге, изданной в Англии более чем 300 лет назад, Бейтс описывает прибытие паломников в Мекку четырьмя караванами. Один из них, марокканский, отправлялися из Феса в Марокеш, и затем шёл в Египет, оставналиваясь в каждом городе, где к нему присоединялись паломники. Второй караван выходил из Каира, вёз с собой покров Каабы и был наиболее охраняемым и безопасным. Третий, караван Шама, выходил из Леванта, Турции и Анатолии, достигал Палестины, и двигался в Мекку минуя Египет. Четвёртый, индийский караван двигался из Индии и вёз с собой разные экзотические товары, продаваемые в Мекке.
В Джидде паломников встречали люди, которых Бейтс описал как «адила» — призванные обучить паломников ритуалам Хаджа, которые могли быть неизвестны им.
Многие историки сходятся во мнении что Джозеф Бейтс стал первым англичанином, совершившим Хадж и побывавшим в Мекке в 1680г. Ранее из европейцев в Мекке побывал в 1503г. по х.л. португалец Людовико де Вартимо.
В своей книге «Путешествие Джозефа Бейтса в Егиет, Мекку и Медину» автор даёт полное описание ритуалов Хаджа, порой придавая ему выраженную эмоциональную окраску, в частности описывае стояние паломников на Арафате, который уже в те времена не мог вместить всех паломников разом. В описании Хаджа и понимании его ритуалов у него встречаются некоторые ошибки и неточности, что объяснимо, ибо Дж.Бейтс, взявший имя Хадж Юсуфа после принятия Ислама, не получил системного религиозного образования.
Источник:
https://saudi-arabia-ru.livejournal.com/4069282.html
https://www.spa.gov.sa/2261820