» فيرتشايلد71″ أول طائرة مسح واستكشاف نفطي تهبط في رفحاء بالحدود الشمالية عام 1934م
Фэрчайлд 71 — первый самолёт для аэрофотосъёмки и разведки нефти, приземлившийся в Рафха в Северной пограничной провинции в 1934 г. по х.л.
Рафха, 10 Рамадана 1444г.Х., что соответствует 01 апреля 2023г. по х.л.
Первый период посадок и взлётов самолётов в Северной пограничной провинции Королевства относится к средине 30-ых годов прошлого века по х.л., когда калифорниская аравийская компания Standard Oil Company «Casoc» , владевшая в то время нефтяной концессией в Саудии, производила поисковые и разведывательные работы в Ахсе и северо-восточном Неджде, вплоть до Северной пограничной провинции, и для аэрофотосъёмки местности использовала самолёт марки Fairchild 71, конструкция которого была изменена для возможности приземляться в песчаной местности. Самолёт был оборудован для аэрофотосъёмки и впервые прибыл в Королевство в феврале 1934 г. по х.л.
Автор книги «Аэропорт Рафха — создание и развитие» Мухаммад бин Айад аль-Анзи разъяснил «Новостному агентству Саудии» что в соответствии с графиком и планом рекогонсцировки и разведки местности изыскательская группа прибыла на этом самолёте в Северную пограничную провинцию в 1934г. по х.л. Полёты продолжались в течении всего 1935 г. по х.л., пока самолёт не приземлился в местности Карим, в 200 км восточнее Рафха, и изыскательская группа совершила поездку в деревню Лина, что в 105 км южнее Рафха. оставливаясь в некоторых исторических домах в Дарб Зубейда восточнее и южнее Рафха, осовоив несколько наземных маршрутов, таких как Бушук и подобные ему. Изыскательская группа состояла из пилота Джозефа Маунтина, секретаря, художника и аэрофотографа, а также специалистов по фотосъёмке и разведке.
Аль-Анзи сказал что в 1946г. компания Tapline (сокр. от Trans-Arabian Pipeline, «Трансаравийский нефтепровод»), использовала деревню Дувайд, что в 150 км к западу от Рафха в качестве штаб-квартиры для пребывания инженеров, работающих над расширением нефтепровода. Компания построила в Дувайде небольшой аэропорт с грунтовой взлётно-посадочной полосой имеющих форму арабской буквы «ба», одна сторона которой была длиной 2 332 м, другая 2 835 метра, шириною в 45 метров. На эту полосу садились и взлетали самолёты марки Dakota DC3, прибывая с территорий от Захрана на востоке, и Аммана в Иордании и Бейрута на западе. Некторые люди упоминают, что самолёт с Королём Саудом, да помилует его Аллах, также приземлялся в аэропорту Дувайд.
Однако через некоторое время компания отказалась от использования аэропорта Дувайд, оказавшегося на краю территории, после того как аэропорты были открыты в Кайсуме, Рафхе, Аръаръ, Тарифе, а заброшенный аэропорт и по сей день находится на окраине деревни.
Аль-Анзи указал что в конце 40-ых годов (1948-1949 гг. по х.л.) компания Tapline основала аэропорт и в Рафхе, более совершенный чем в Дувайд с точки зрения оборудования и логистики, компания Tapline продолжила использовать по большей части самолёты производства Fairchild Aircraft Co. , а с 1962г. аэропорт в Рафха стал принимать и гражданские рейсы, принимая самолёты Саудийских авиалиний. в 1970г. аэропорт перешёл в собственность Управления гражданской авиации, с 1980г. аэропорт принимал самолёты марки Fokker F28 и Boeing 737. В 1986г. приём самолётов временно прекратился, в 1992г. аэропорт переместился в новое здание и начал принимать самолёты марки MD90 , с 2007г. — марки Embraer E170, с 2016г. марки A320 , и продолжает работать в таком режиме и по сей день, принимая несколько раз в неделю самолёты компании Саудийские авиалинии из Международного аэропорта им. Короля Халида (г. Эр-Рияд).
Источник:
https://saudi-arabia-ru.livejournal.com/4329833.html
https://www.spa.gov.sa/w1882367